24 октября 2025 года Правительством Нижегородской области внесен в Законодательное Собрание проект областного бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов
24 октября 2025 года Правительством Нижегородской области внесен в Законодательное Собрание проект областного бюджета
на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов
В соответствии со сроками, установленными региональным законодательством, подготовлен и 24 октября 2025 г. внесен на рассмотрение Законодательного Собрания Нижегородской области проект закона "Об областном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов".
Доходы областного бюджета на 2026 год сформированы в объеме 332,2 млрд. рублей, на 2027 год – 360,4 млрд. рублей, на 2028 год – 381,1 млрд. рублей.
Налоговые и неналоговые доходы на 2026 год спрогнозированы в объеме 296,2 млрд. рублей с ростом на 14,5 млрд. рублей или 105,2% к уровню ожидаемого исполнения 2025 года.
В проекте бюджета на 2026 год предусмотрены безвозмездные поступления из федерального бюджета в сумме 36,0 млрд. рублей, на 2027 год – 42,7 млрд. рублей, на 2028 год – 41,2 млрд. рублей (субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты распределенные на федеральном уровне).
Расходы областного бюджета на 2026 год спрогнозированы в объеме 354,5 млрд. рублей, на 2027 год – 371,8 млрд. рублей, на 2028 год – 391,1 млрд. рублей.
Основными приоритетами расходов областного бюджета на ближайшие три года остаются выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, социальная поддержка граждан, в том числе участников СВО и членов их семей, реализацию новой региональной демографической программы "Основа", реализация ранее начатых крупных инвестиционных проектов, таких как строительство IT-кампуса, модернизация общественного транспорта, строительство метро.
В соответствии с Уставом области выдержана социальная направленность бюджета. Наибольший удельный вес в 2026 году составляют расходы на реализацию следующих социально ориентированных государственных программ:
- Развитие образования – 81,1 млрд. рублей (24% от общего объема расходов на реализацию госпрограмм);
- Социальная поддержка граждан – 69,7 млрд. рублей (21%);
- Развитие здравоохранения– 47,9 млрд. рублей (14%);
- Развитие физической культуры и массового спорта – 9,4 млрд. рублей (3%);
- Развитие культуры – 6,3 млрд. рублей (2%).
Значительные средства предусмотрены в областном бюджете на:
- исполнение "майских" указов Президента Российской Федерации по выплате заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы;
- реализацию мер социальной поддержки населения, с учетом социальных выплат и критерия нуждаемости;
- реализацию мероприятий национальных проектов;
- лекарственное обеспечение региональных льготников.
На адресную поддержку семей с детьми на 2026 год предусмотрено 26,7 млрд. рублей, из них основные средства запланированы на такие направления как:
- новая региональная мера поддержки семей с детьми в виде родительского основного дохода;
- выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка;
- обеспечение учащихся начальных классов горячим питанием;
- поддержка многодетных семей;
- выплаты опекунам и приемным семьям.
На реализацию национальных проектов на 2026 год предусмотрено 43,1 млрд. рублей, в том числе на такие крупные нацпроекты:
НП "Инфраструктура для жизни" - 23,1 млрд. рублей;
НП "Молодежь и дети" - 8,4 млрд. рублей;
НП "Семья" - 4,1 млрд. рублей;
НП "Продолжительная и активная жизнь" - 2,5 млрд. рублей.
В качестве источников покрытия дефицита бюджета предусмотрено привлечение кредитов коммерческих банков.
Долговая нагрузка на бюджет в течение 2026-2028 годов будет оставаться на экономически безопасном уровне в пределах ограничений предусмотренных региональным законодательством (75% к собственным доходам).
Отношение объема государственного долга (без учета инфраструктурных бюджетных кредитов) к собственным доходам на конец 2026 года прогнозируется в размере 57,8%. Более 50% в структуре государственного долга занимают бюджетные кредиты из федерального бюджета.
Параметры областного бюджета на 2026-2028 годы в части дефицита, государственного долга и расходов на его обслуживание соответствуют установленным требованиям Бюджетного кодекса.
С текстом законопроекта, пояснительной запиской и материалами к законопроекту можно ознакомиться на главной странице сайта и в подразделе "Нормативные правовые акты и другие материалы по разработке проекта областного бюджета на 2026-2028 годы"